История
НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Залив — один из древнейших очагов цивилизации. На берегах Дубайской бухты найдены следы поселений бронзового века, относящихся к III тыс. до н. э., а в целом на территории Эмиратов первые люди появились, по утверждениям ученых, 7 тыс. лет назад. Во всяком случае, древнейшие захоронения относятся к V тыс. до н. э. (Джебель-Хафит в Аль-Айне в эмирате Абу-Даби). Древние жители занимались охотой и рыболовством и, как показывают обнаруженные в захоронениях месопотамские керамические сосуды, уже тогда не сторонились торговых отношений с соседями. Свое керамическое производство появилось позже — в III тыс. до н. э. Ценным экспортным товаром на протяжении долгих веков была медь, за которой приезжали купцы даже из Месопотамии и для добывания которой вырубались целые рощи акаций.
|
КОПИ ЦАРЯ СОЛОМОНА?
Некоторые ученые склонны отождествлять район Эмиратов и Омана с загадочной страной Маган, богатой медью, о которой рассказывают месопотамские клинописные таблички. Создавая первую в истории «сверхдержаву», аккадский правитель Саргон опирался на поставки меди из этих краев. Упоминания о земле Маган внезапно прекращаются в конце II тыс. до н. э. Возможно, это связано с началом использования железа вместо бронзы для производства оружия. Однако Маган упоминается и как место с плодородными землями, откуда везли в другие страны овощи и тростник. Поэтому не исключено, что исчезновение загадочного имени на карте Древнего мира связано с изменением климата и наступлением пустыни.
На границе I тыс. до н. э. появляются свидетельства одомашнивания верблюда. Несмотря на наступление в других местах железного века, выплавка меди и производство бронзы продолжает существовать на этих берегах. После длительного упадка огромная империя Александра Великого, объединившая мир Средиземноморья с Востоком, дала новый импульс развитию торговли. Об этом рассказывают найденные амфоры с клеймами острова Родос, сирийские и персидские изделия из стекла. Самой интересной находкой этого периода стал чекан для изготовления монет, повторяющий форму монет Александра Великого, но с надписью «Абиэль» — очевидно, именем местного правителя.
ПРИХОД ИСЛАМА
В 622 г. местные племена добровольно приняли ислам. Однако десять лет спустя, после смерти пророка Мухаммеда, некоторые из них восстали. Центром восставших стала Дибба, находящаяся на Восточном побережье в эмирате Фуджейра. Здесь произошла последняя битва последователей пророка с отступниками, после которой вся Аравия стала исламской.
После образования в 750 г. Аббасидского халифата со столицей в Багдаде значение портов Залива снова возросло. В этот период важную роль играет Джумейра, где были обнаружены фундаменты крупных зданий, одно из которых, судя по планировке и наличию башен, являлось дворцом местного правителя. Джульфар, древний порт неподалеку от Рас-аль-Хаймы, был известен активными торговыми связями вплоть до Китая. С ослаблением центральной власти в Багдаде местные жители ощущали все большее стремление к независимости, вследствие чего уже с VIII в. в Заливе появляются самостоятельные и полусамостоятельные шейхства и султанаты. К XIII в. самым сильным из них оказывается Оман, в вассальной зависимости от которого оказались многие другие арабские правители Залива. Тем не менее европейский путешественник того времени описывал Дубай как процветающую общину, живущую за счет добычи жемчуга.
ПЕРВЫЕ КОЛОНИЗАТОРЫ
В 1498 г. португальцами был открыт морской путь в Индию. Как и в других местах, появление в здешних водах европейцев привело к столкновению с местными мореплавателями. На европейских картах район Залива стал отмечаться как Пиратский берег. Под предлогом защиты мореплавания в начале XVI в. посланная из Португалии карательная экспедиция захватила крупнейший порт Залива Джульфар, разграбила и сожгла порт Хор-Факкан на Восточном побережье и другие поселения. Население бежало в глубь страны, в пустыню. Монополия на морскую торговлю, составлявшую традиционный источник благосостояния местных жителей, перешла в руки европейцев. Португальцы, однако, продержались на берегах Залива не больше ста лет. Им на смену пришли другие политические силы: племена бани яс и кавасим.
НОВЫЕ ЛЮДИ НА БЕРЕГАХ ЗАЛИВА
Люди арабского племени кавасим издревле занимались морским промыслом и обладали сильным для здешних мест флотом из небольших быстроходных кораблей. Одно время они даже контролировали порты на противоположной — иранской — стороне Залива. На побережье кавасим строили сторожевые и сигнальные башни, напоминавшие бедуинские шатры (хайма), что дало название местности: Рас-аль-Хайма, то есть «верхушка шатра». После ухода португальцев главный порт этой части Залива Джульфар так и не возродился к жизни. Но неподалеку от него был построен новый порт, получивший название Рас-аль-Хайма, которым один из кланов племени кавасим правит до сих пор. Исторической родиной племени бани яс является оазис Лива в 100 км от побережья Залива. В 1793 г. глава одной из ветвей племени из семейства аль-На-хайян перенес свою резиденцию в Абу-Даби. Другая часть племени, руководимая семьями Аль Бу Фаласа и Аль Мактум, в 1833 г. обосновалась на полуострове Шиндага в устье бухты Хор-Дубай. В 1836 г. Убайд бин Сайд, глава Аль Бу Фаласа, умер, и правителем стал Мактум бин Бути, основавший династию, которая до сих пор правит эмиратом. Люди племени бани яс построили рыбацкую деревушку и первые глинобитные укрепления. Жизнь была трудной в те дни на этих берегах: влажный и жаркий климат, бесконечная пустыня, набеги соседей. Сбыт жемчужин положил начало возрождению торговли. Дубай стал процветать после того, как Шейх Мактум бин Хашед Аль Мактум освободил иностранных купцов от всех податей и таможенных сборов. Главным экспортом Дубая были жемчуг, раковины и сушеная рыба, импортом — финики, рис, сахар, перец, дерево и тростник.
ДОГОВОРНЫЙ БЕРЕГ
В 1600 г. образовалась английская Ост-Индская компания, получившая от королевы Елизаветы монопольное право на морскую торговлю с Индией и другими странами Азии. Компания, обладавшая собственным военным флотом, вынудила португальцев уйти из Залива. Однако англичанам не удалось закрепиться на берегах Залива. В начале XIX в. Британия вмешалась в конфликт между правителями племени кавасим и соседнего Омана на стороне последнего. В отместку люди кавасим напали на суда Ост-Индской компании. В 1818 г. англичане захватили Рас-аль-Хайму, уничтожили знаменитые сторожевые башни и форты, сожгли крупнейшие суда флота кавасим и разместили на территории эмирата свой гарнизон. Затем та же участь постигла Умм-аль-Кайвейн, Шарджу и другие города. В 1820 г. между шейхами побережья и англичанами было заключено первое соглашение о перемирии на шестимесячный период в сезон добычи жемчуга. В дальнейшем это соглашение продлевалось, а в 1853 г. был подписан Договор о постоянном мире на море между всеми правителями княжеств, находящихся на территории нынешних ОАЭ. Отсюда происходит название «Договорный берег», или «Договорный Оман», которое можно найти на старых картах. К концу века англичане понемногу распространили свое влияние на побережье, заставив местных правителей официально признать британское господство. В Дубае, Шардже и Абу-Даби были расквартированы английские войска.
ДОНЕФТЯНАЯ ЭРА
В этот период наиболее сильным и богатым эмиратом была Шарджа. Но с 1855 г., когда правителем Дубая стал Шейх Заид бин Мухаммед, здесь тоже начинается экономический подъем.
В конце 1870-х гг. Дубай стал оживленным портом, где теснились корабли купцов из Ирана, Индии и более далеких стран. В начале XX в. дубайцы убедили англичан сделать их город транзитным пунктом британско-индийской пароходной компании вместо одного из иранских портов. В результате дубайские торговцы жемчугом получили возможность расширить свои связи. К 1920-м гг. они держали в своих руках торговлю жемчугом в Бомбее. В свою очередь, с начала XX в. в Дейре — восточной части Дубая, которая насчитывала к тому времени более 350 лавок и превратилась в крупнейший торговый пункт на побережье, — начали селиться выходцы из Ирана, Белуджистана и Индии. Атмосфера открытости и терпимости, поддерживаемая дубайцами, привела к тому, что в 1930-х гг. XX в. четверть населения города составляли выходцы из других стран.
Почти сто лет жемчуг помогал дубайцам поддерживать процветание, пока в 1940-х гг. нашего века успехи японцев в производстве искусственного жемчуга не нанесли сильный удар по промыслам. К 1946 г. доходы от добычи жемчуга в Заливе упали в 60 раз! Наступил экономический кризис, от последствий которого княжества Залива смогли полностью избавиться только благодаря открытию нефтяных месторождений. К счастью для дубайцев, они сумели освоить другие области торговли, в том числе золотом, которое успешно реэкспортировали в Индию и другие страны. Деловая смекалка жителей позволила Дубаю даже в самые трудные годы удержать репутацию торгового центра. С 1958-го по 1990 г. в Дубае правил Шейх Рашид бин Сайд Аль Мактум. При нем с конца 1960-х гг. Дубай начинает стремительно изменяться, чтобы стать таким, каким мы видим его сейчас.
НЕЗАВИСИМОСТЬ И НЕФТЬ
Поиски нефти на территории нынешних ОАЭ начались еще в 1920-х гг., но в Дубае она была обнаружена лишь в 1966 г., а эксплуатация началась с 1969 г. В это же время под давлением мирового общественного мнения Великобритания объявила об уходе с берегов Залива, и вскоре политическая карта региона обрела новые — нынешние — очертания. В конце 1970-х гг. правитель Дубая Шейх Рашид решил, что для обеспечения будущего страны необходимо эффективное инвестирование получаемых от нефти доходов в инфраструктуру страны. Он же укрепил авторитет Дубая как зоны свободного предпринимательства и торговли, приняв соответствующие законы. Нынешний правитель Мухаммад бин Рашид аль Мактум продолжает намеченную линию.
ОБРАЗОВАНИЕ ОАЭ
В 1968 г. правители Абу-Даби и Дубая решили объединиться. 2 декабря 1971 г. было официально провозглашено создание ОАЭ, куда вошли также Шарджа, Аджман, Умм-аль-Кайвейн, Фуджейра. Год спустя к ним присоединилось княжество Рас-аль-Хайма. Сегодня федерация ОАЭ занимает площадь около 83600 кв. км с населением около 2,6 млн чел. Главой всей федерации является президент, этот пост изначально занимает Шейх Заид бен Султан аль-На-хайян, правитель Абу-Даби. Главный государственный орган ОАЭ — Высший Совет. Каждый эмират имеет собственное правительство. Дубаем с 1990 г. правит сын Шейха Рашида его высочество Шейх Мактум бин Рашид Аль Мактум, являющийся одновременно вице-президентом и премьер-министром ОАЭ. Управлять Дубаем Шейху Мактуму помогают его братья: их высочества Шейх Хамдан бин Рашид Аль Мактум — заместитель правителя Дубая и министр финансов и промышленности ОАЭ и генерал Шейх Мухаммед бин Рашид Аль Мактум — наследный принц Дубая и министр обороны ОАЭ.
Нефть и экономика
|
В 40-е гг. прошлого века в Японии изобрели способ получения культивированного жемчуга. Это нанесло непоправимый удар по традиционному для Дубая промыслу. Наступили тяжелые времена. Но к этому времени в районе Залива уже работали первые геологические партии нефтяных компаний. С ними стала появляться надежда на лучшее будущее...
Промышленные запасы нефти на территории современных ОАЭ были впервые открыты в княжестве Абу-Даби в конце 50-х гг. В Дубае нефть нашли лишь в 1966 г. на морском месторождении Фатах, ее коммерческий экспорт начался в 1969 г. Первое материковое месторождение нефти, а с ним и природного газа было открыто в 1982 г. в 40 км от Дубая. Впрочем, известные запасы нефти в Дубае невелики, поэтому стратегия развития княжества была направлена на использование доходов от нефти для создания экономики, способной обеспечить процветание княжества вне зависимости от нефтяных богатств.
Торговые шхуны-доу продолжают бороздить моря и океаны, как и сотни лет назад |
Многие считают, что процветание Дубая по-прежнему определяется высокими доходами от экспорта нефти. Это — заблуждение. Нефть и нефтепродукты составляют не более 8% ВВП, тогда как основная роль принадлежит торговле и реэкспорту. Прямой торговый оборот Дубая в 2000 г. составил более 26 млрд. долл. США (40%' ВВП). В последние годы существенный вклад в экономику Дубая вносит туристическая индустрия.
Основы стратегии развития Дубая заложил шейх Рашид. Став правителем Дубая, он создал первый в истории страны муниципальный совет, сформировал полицию, а также создал основы современной городской инфраструктуры — электросеть, водоснабжение и канализацию на уровне западных стандартов.
В это трудно поверить, но вплоть до начала 60-х гг. XX в. самым распространенным и едва ли не единственным массовым средством транспорта в Дубае оставались верблюды и ослы. О тех временах напоминают лишь абры, которые до сих служат удобным, дешевым и быстрым средством переправы с одного берега через бухту Дубая на другой. Асфальтированные дороги и мосты также появились только в начале 60-х гг.
Новый этап в развитии экономики Дубая начался с грандиозного проекта — возведения комплекса портовых сооружений, названных позже портом Рашид. Проект обошелся в 23 млн. фунтов стерлингов. Строительство началось в 1967 г., когда стало ясно, что растущие морские перевозки требуют срочной модернизации порта. Существовавшие в то время пирсы и терминалы работали на пределе. Строительство нового порта было закончено в 1972 г.
Середина 70-х гг. явилась началом крупной программы индустриализации, результатом которой стала постройка порта Джебель Али, который считается крупнейшим искусственным портом мира, а также расположенного рядом промышленного центра со статусом свободной экономической зоны.
Среди успешных экономических проектов — дубайские сухие доки, известные во всем бассейне Индийского океана, и алюминиевый комбинат национальной компании «Дубал», выпускающий металл высшей пробы.
Далее: Религия